Кто из родителей не мечтал увидеть своих детей преуспевающими и счастливыми? Кто, из взрослых, не добившись желаемого успеха, не перекладывал в тайне свои несбывшиеся надежды на своих детей? Но из нас знает, как сформировать у ребенка психологию успешного человека? Разговор наш пойдет о мотивации – внутреннем двигателе, заставляющем нас двигаться к той или иной цели.
Психологи, занимающие вопросами мотивации, разделяют людей на два типа: тех, кто стремится к успеху и тех, кто стремится избежать неудачи.
Первые – это те, у кого в голове постоянно звучат слова «А, значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!»
Те, кто не столько стремится к успеху, сколько бежит от неудачи, имеют несколько другую психологию. Среди них мы видим студента, мечтающего сдать экзамен на спасительную троечку, директора завода, желающего любой ценой закрыть квартальный план, даже если его продукция будет с браком.
Девиз тех, избегает неудач: «Главное не побеждать, а участвовать». И они по-своему тоже правы. Они живут в соответствии со своими установками и со своей психологией. Но большой успех к людям с такими установками обычно не приходит.
Психологи, изучающие детей, не обладающих высокой мотивацией достижения, обратили внимание, что их матери имели ряд сходных черт, которые и повлекли за собой определенные психологические особенности их детей.
Для таких матерей оказались характерными следующие черты: ориентировка на усредненные социальные стандарты и нормы. Такие родители обычно сравнивают достижения своих детей с достижениями других детей такого же возраста. Зависимость успеха или неуспеха от прилагаемых ими усилий в учебе в расчет не принимаются. Жесткий контроль выполнения домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственные инициативы ребенка. Помощь от родителей, приходящая не в форме совета, а в виде приказа и навязывания своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность, объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий.
Мать, видя неудачи своего ребенка по русскому языку, тяжело вздыхает: «Он у меня, наверное, бесталанный. Я и сама в школе по русскому была не очень». порицание за неудачу, равнодушие при успехе.
Родители детей, стремящихся избежать неудачи, то есть боящихся получить плохую отметку в школе, редко хвалят своих детей за достижения. Неудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство. Если ребенок приносит из школы хорошую отметку, то родители не говорят: «Молодец! Хорошо поработал!», скорее всего звучит: «У учительницы было хорошее настроение?» или «Достался легкий вопрос?» Один мальчик однажды спросил свою маму: «Почему ты меня всегда ругаешь и никогда не похвалишь за мои успехи, ведь они есть и учусь я не хуже других?» на что мама ответила: «А зачем за хорошее хвалить – это и так видно. Вот о плохом говорить надо, чтобы его искоренять!»
При более тщательном рассмотрении психологии таких родителей выясняется, что они придерживаются преимущественно авторитарных методов воспитания и неуспехи их детей служат им хорошим поводом для проекции на них собственного внутреннего напряжения и раздражения.
Сформированная таким образом в детстве мотивация избегания неудачи впоследствии будет пронесена через всю жизнь. Уже будучи взрослым человеком этот ребенок будет бояться достичь успеха или не особенно стремится к нему, ибо его заниженная самооценка, сформированная родителями, будет препятствовать этому.
Совет, который можно дать матерям, желающим, что бы их дети в жизни добились успеха:
- хвалите своих детей за малейшие успехи;
- любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки они приносят из школы;
давайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием.