Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа. (Готфрид Вильгельм Лейбниц.)
Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. (А. Декурсель)
Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Фрэнсис Бэкон.)
История
В России библиотека есть в каждом общеобразовательном учреждении. Обеспеченность библиотеки необходимыми материалами учитывается при лицензировании образовательного учреждения. Бесплатный доступ к материалам школьных библиотек закреплён на законодательном уровне. Под материалами (ресурсами библиотеки) понимаются не только печатная литература, но и различные информационные материалы на любых носителях.
Императорская Россия
Появление в России школьной библиотеки как особого типа учебной библиотеки относится к концу 17 века, по ходатайству жителей Москвы. Они появляются при гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах, средних и низших учебных заведениях, при церковно-приходских школах и других учебных заведениях. К началу 30-х годов 19 века в России было уже 62 гимназические библиотеки и несколько десятков при уездных училищах. Решающую роль в развитии школьных библиотек сыграла реформа 1860-х годов. Началось создании народной школы, что повлекло за собой создание сети ученических библиотек. Основными средствами финансирования являлись добровольные пожертвования населения и плата за обучение.
СССР
«Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание воспитанию подрастающего поколения. … Наши дети должны получить такое образование и воспитание, чтобы в будущем они сумели достойно решать дальнейшие задачи коммунистического строительства. … У детской библиотеки нет более важной и почетной обязанности, чем помощь школе в воспитании и обучении молодого поколения нашей страны. Поэтому работникам библиотек необходимо добиваться того, чтобы пропаганда книги, руководство чтением детей в библиотеках были тесно связаны с учебно-воспитательными задачами школы».
«Июньский пленум ЦК КПСС 1963 года, посвященный идеологической работе, рекомендовал всем государственным учреждениям и общественным организациям сосредоточить свои усилия на формировании коммунистического мировоззрения трудящихся, на воспитании активных и сознательных строителей коммунизма, на повышении образованности и культуры народа. … С помощью художественной и научно-популярной литературы библиотекарь участвует в обучении и воспитании школьников».
Задачи школьной библиотеки.
— Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов;
— формирование у обучающихся навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
Основные функции библиотеки:
— Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели.
— Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида.
— Культурная — способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.
Режим работы школьной библиотеки
Библиотека открыта для читателей ежедневно с 8.00 до 14.00
Выходные дни – суббота и воскресенье
Каждая последняя пятница месяца – санитарный день
Документация:
- Информационно-коммуникационные технологии в школьной библиотеке
- Электронные библиотеки для детей
- Пословицы и афоризмы о книге
- Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254